Моя жизнь - совокупность моих выборов, а не чьих-то преступлений.
В театре ждут, чтобы вишневый сад был продан, и тогда находят слова, которыми оплакивают снежные цветы. Я хочу воспеть свой вишневый сад, пока он не выставлен на торги. Декорация готова, дом не заперт. Входите, выпейте горячего вина в окружении красок и картинок. В старом кресле, обитом каштановым бархатом, вполне хватает места для двоих, угнездившихся в нежности. Повсюду засушенные букеты. Серебристые монетки лунника, яркие продолговатые фонарики, рыжие, карминные или золотистые бессмертники, высокие побелевшие травы, сморщенные красные ягодки, бусинки вереска. В длинной плетеной корзине — мелкие тыквы, гладкие каштаны и колючие приоткрытые каштановые коробочки, подобранные в лесу ветки, сушеные грибы: там уместился весь осенний подлесок и, сгребая в охапку октябрь, мы прихватили вместе с ним покой и безмолвие осени, янтарную дрему.



Коробки голландского или итальянского печенья... Слова ничего не говорят, слова только создают собственную музыку: «Dageliks verzendingen naar alle delen der wereld» — таинственный шорох пришедших из равнинной страны твердых и горьких букв над картинкой с корсаром; «Lazzaroni et Soranno biscotti et amaretti» — легкий танец итальянских названий над старинным хороводом... девочки, вышедшие прямиком из романа для послушных и благонравных детей, водят этот накрахмаленный хоровод на коробке цвета сепии; а еще есть английские цветы и травы на коробках Crabtree и Evelyn — «mixed cheese biscuits», «all butter cheese cookies»... Все эти слова поют на полках, но печенья никто не ест. Печенья покупают ради коробок и непочатой власти их воображаемого вкуса, навеки запертого в чужестранных шершавых или ласкающих словах.

Коробки с печеньем, коробки с сахаром, музыкальные шкатулки, бакалейная лавка в миниатюре, ярко раскрашенные деревянные фрукты и овощи, кофейные чашки, формы для пирогов, марионетка и калейдоскоп, посудный шкаф битком набит объемами, красками и картинками, и мы все добавляем и добавляем новые предметы, потеснив немного другие к задней стенке — мы никогда и ничего оттуда не выбрасываем.

Никогда не выбрасываем. Это не правило, это, скорее, ленивая наклонность характера, которая увлекает нас к непротивлению и создает обстановку для того, чтобы утвердиться незыблемо. Хранить все. Кухня полна громоздких следов этой всепроникающей морали. Даже рекламные листки, даже отжившие газеты, и те норовят вписаться в пейзаж. Конверты от давным-давно прочитанных писем находят приют среди банок с вареньем, на полке над календарем. Айвовое желе, смородина с малиной, банка вишен в собственном соку...

Это и есть наша кухня, переполненная красками, запахами и картинками, сиюминутными словами, забытыми газетами, коробками вечного хранения. Это и есть наша кухня, и красный эмалированный кофейник несет караул на черешневом столе, и с нами никогда ничего не случится.

О сексуальной жизни английских мышей

***

Мы не так уж часто куда-нибудь уезжаем, но неизменно отправляемся путешествовать осенью, а иногда — в самом конце зимы, в то затянувшееся время года, когда дымное небо обволакивает нас, но ни в чем не в силах изменить. Больше всего нам нравится, когда быстро темнеет, и вечер меняет пейзаж, нравится, когда в городах начинают светиться лампы, и картинка из серой неприметно превращается в золотую. Чужие края, похожие на нас, лежат где-то на севере: мы подходили к ним совсем близко под лондонским небом, на пляже в Бретани, на строгих улицах Амстердама. Но где-то нас ждал идеальный мираж города в самом сердце мечты...


***

Твои персонажи сияют счастьем, они как лимонный щербет, как сахарная вишня в ликёре, они почти святые. Вот про кого мне надо было рассказывать тебе по ночам, а не требовать список совершённых за день грехов.

**

«За меня не беспокойся». Вот какие слова ты произнесла напоследок, перед тем, как повесить трубку. Сейчас, в эту среду в конце января, ты в Париже, ты повезла показывать свои рисунки. «Их это заинтересовало, но пока все очень неопределенно».Ты уехала, прихватив с собой большую папку с рисунками. Если бы я был издателем, не было бы никакой неопределенности, я бы жизнь положил на то, чтобы выпустить все твои альбомы. Ты уехала, увозя с собой в большой папке все сотворенные тобой сокровища нежности и ожидания. Я тоскую по тебе в слишком большом доме, в ничем не примечательную среду. Представляю себе тебя в зеленовато-голубом пальто, с папкой в руке. Ты идешь по улицам шестого округа к самой себе и ждешь, пока возвратится радость. Подобно Клеманс, примостившейся с краю чужого хоровода, ты смотришь на жизнь, но не входишь в нее. Когда-нибудь все запляшут под твоим взглядом, под твоим светом.
Только не опоздай сегодня на поезд, только не потеряйся.

В один прекрасный день вы увидите их повсюду. И уже не меня одного будут уносить в небо «Сесиль и воздушный змей» — пожалуй, это самый мой любимый альбом. Большой фруктовый сад, озаренный предгрозовым небом. Сесиль идет по нему со своим единственным другом, воздушным змеем. Она разговаривает с ним в сумерках:«Ты — легкий и голубой, как тишина, но люди позабыли даже смысл этого слова... Твои друзья — пролетающие птицы, облака, порывы ветра: все то, что исчезает, меняется и уходит».

***
Птицы рождались из наших молчаний, дождь — из наших одиночеств. Водосточная труба, из которой хлещет поток, осыпает брызгами нашу праздность. Каждая капля, упавшая на навес над школьным двором, стягивается в секунду, время растягивается и внезапно начинает существовать, когда прекращаемся мы. Я растекаюсь каплями, лужами, и чем больше я растворяюсь, тем прочнее укореняется время.


MORE